Мещанский суд Москвы и Минсельхоз хотят убедить россиян в том, что животные в наркозе не нуждаются
Мещанский суд Москвы отказался обязать Минсельхоз урегулировать "кетаминовый" вопрос. Минсельхоз признал, что на сегодняшний день в России не зарегистрирован ни один препарат для наркоза животных, т.е. животные полностью лишены обезболивания
Суд над Минсельхозом за бездействие по кетамину
9 апреля Мещанский городской суд отклонил иск председателя ПО "Профсоюз ветеринарных врачей СПб" Кирилла Племяшова, ответчиком по которому выступали чиновники Минсельхоза. Ветеринарное сообщество обвиняло Минсельхоз в невыполнении Постановления Правительства РФ № 1148 от 31.12. 2009 г. "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и др. документов, предписывающих Минсельхозу разработать приемлемые для работы всех российских ветеринарных врачей условия приобретения, перевозки, хранения и использования в ветеринарной деятельности указанных средств. Цена вопроса - страдания миллионов животных, лишенных обезболивания, и постоянный стресс для врачей, рискующих оказаться за решеткой за своё сострадание.
В процессе суда обвиняемая сторона, оправдывая своё разгильдяйство, предложила ветврачам самостоятельно решать проблему с наркозом, что противоречит Пункту 5 Федерального закона № 3 от 08.01.1998 "О наркотических средствах и психотропных веществах", утверждающего монополию государства на этот вид деятельности. Суд отклонил также предложение истца заслушать в качестве свидетеля главу "Крылатской ветклиники" в Москве Д. Дмитриева, который, наряду с еще 4 ветклиниками в стране, получил лицензию на работу с кетамином, но так и не смог ей воспользоваться из-за проволочек Минсельхоза.
"Круг замкнулся, и больше искать виноватых в этой истории негде, - говорит президент Центра защиты прав животных "ВИТА" Ирина Новожилова. - Наркоконтроль открыто заявляет о том, что он всецело поддерживает стремления ветврачей упростить работу с кетамином. Правительство России еще в 2009 году обязало Минсельхоз создать нормальные условия работы с кетамином. Минсельхоз же продолжает настаивать на том, что он не виновен, и решение проблемы не в его компетенции. Сколько еще будет продолжаться это издевательство над несчастными животными и ветврачами? Проблема как была, так и стоит на месте в ожидании мифического "стрелочника".
"Сегодняшняя ситуация в суде "переплюнула" Гоголя, - считает Константин Сабинин, руководитель проектов Центра защиты прав животных "ВИТА". - Унтер-офицерская вдова высекла себя сама, да еще и гордится этим! Минсельхоз признался, что наркоза для животных в России нет, но заниматься облегчением мук животных и не собирается. Это не входит в его интересы".
Сегодня российская ветеринария переживает глубочайший кризис ввиду отсутствия на отечественном рынке более 40 жизненно необходимых для животных препаратов. Прежде всего, речь идет о наркотических и психотропных препаратах, которые дают возможность проводить операции животным без боли.
Самыми эффективными препаратами для наркоза животных во всем мире считаются недоступные в России опиаты и опиоиды, поэтому единственным универсальным, не имеющим аналогов в РФ препаратом, обладающим способностью погружать животное в сон и обеспечивать защиту от боли, долгие годы был кетамин, однако и он также оказался вне закона.
В настоящий момент "кетаминовая" проблема уперлась в тупик исключительно по причине бездействия Минсельхоза.
Ни частнопрактикующие ветврачи, ни юридические лица даже при наличии лицензии не могут сегодня работать с кетамином по следующим причинам:
1. Федеральный закон № 3 от 08.01.1998 "О наркотических средствах и психотропных веществах"
запрещает работать с кетамином частнопрактикующим врачам, а это 75% ветврачей России. Для изменения этой ситуации Минсельхоз должен направить в Правительство РФ предложения об изменении закона (разработанный законопроект).
2. Федеральный закон № 61 от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств", предписывает ветврачам работать только с ветеринарной формой кетамина, а она до сих пор не зарегистрирована Минсельхозом (должна быть соответствующая маркировка, расписанные на флаконе дозы для разных животных).
3. Для того, чтобы ветеринарный препарат был зарегистрирован в РФ, нужно или производить его в стране, или наладить поставки из-за рубежа; в России сегодня отсутствует как 1, так и 2 вариант.
4. Постановление Правительства РФ №558 от 26.07.2010 "О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ" определяет порядок производства наркопрепаратов в стране согласно плану распределения Минпромторга, который формируется на основании заявок из регионов. В медицинской отрасли эта функция возложена на Управление здравоохранения. В ветеринарии сегодня нет такой структуры, которая возложила бы на себя функции формирования плана распределения наркопрепаратов по регионам.
5. ГОСТ Р 52249-2009 "Правила производства и контроля качества лекарственных препаратов" запрещает выпускать на одной производственной линии медицинскую и ветеринарную формы кетамина, даже если речь идет об одной и той же концентрации, а это значит, что в России нужно создавать отдельные ветеринарные линии производства, что требует дополнительного финансирования.
6. Для государственной регистрации препарата должно быть подготовлено его регистрационное досье (ст.18 ФЗ № 61 от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств" и приказ Минсельхоза № 48 от 01.04. 2005 г. "Об утверждении правил госрегистрации лекарственных средств для животных…"), включающее 16 пунктов, в т.ч. проведение доклинических и клинических испытаний препарата по каждой концентрации. Доклинические исследования включают в себя химические, физические, биологические, микробиологические, фармакологические, токсикологические и др. экспериментальные исследования, общая продолжительность которых занимает около 2 лет (все виды исследований могут сегодня проводиться этичными методами "ин витро"):
https://www.vita.org.ru/exper/medicine/f ... rsuche.htm
https://www.vita.org.ru/exper/cosmetology/lush.htm
7. В России нет на сегодняшний день аккредитованной базы для проведения доклинических исследований ветеринарных препаратов, соответствующих международным стандартам достоверности (GLP).
8. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1148 от 31.12.2009 "О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ", а также ПП РФ №453 от 03.09.2004 "Об утверждении положения об использовании наркотических средств … в ветеринарии" наркотические средства должны содержаться в изолированной комнате, которая может закладываться только при проектировании помещения (от несущей конструкции). Большинство типовых ветклиник по стране представляет собой двухкомнатные помещения общей площадью около 70 кв.м, одна из которых - операционная, поэтому выполнение надлежащего требования на сегодняшний день невозможно без внесения соответствующих пояснений.
9. То же ПП РФ № 1148 "О порядке хранения наркотических средств…" утверждает обязательность охраны ветклиники, имеющей лицензию на работу с наркопрепаратами, однако охрана ЧОП обходится в среднем в Москве в 100 тыс. рублей в месяц, что делает и это требование невыполнимым. Более щадящий вариант для ветклиник - "тревожная" кнопка - в настоящем постановлении не предусмотрен и в реальных условиях ни в одной из клиник не был разрешен.
10. Пункт 5 Федерального закона № 3 от 08.01.1998 "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает монополию государства на ввоз и оборот наркотических средств, поэтому заключить договор о поставках кетамина из-за рубежа может только государственная структура (завод по производству лекарств), а организация этого процесса и контроль за ним являются функциями Минсельхоза, который в настоящее время уклоняется от своих обязанностей.
11. Даже в случае успешного привоза кетамина из-за рубежа, заводы не смогут его продавать, поскольку Минсельхоз не утвердил порядок распределения препарата по стране (ПП № 558 от от 26.07.2010 "О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств…", не произвел расчеты 3-дневного (для юрлиц) и месячного(для ветаптек) запаса наркотических средств в соответствии с требованиями пункта 3 Постановления Правительства РФ № 453 от 03.09.2004 "Об утверждении положения об использовании наркотических средств…", не разработал нормативы для расчета потребностей в наркотических ветпрепаратах и не установил специальные требования к условиям их хранения (пункты 4 и 15 Постановления Правительства РФ № 1148 от 31.12.2009 "О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ".
Напомним, что на сегодняшний день ФСКН заявила о полной поддержке ветеринарного сообщества по вопросу использования кетамина в ветеринарии, о чём директор ФСКН Иванов В.П. заявил в своём официальном письме от 25.12.2012 г. Министру сельского хозяйства Российской Федерации Федорову Н.В.